Виды налогов, их систематизация.
Обмен учебными материалами


Виды налогов, их классификация.



Виды налогов по объекту:

1. прямые;

2. косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

1. центральные;

2. местные.

В России существует трехуровневая система:

1) федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

2) региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

3) местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

1. маркированные;

2. немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.



Виды налогов по характеру налогообложения:

1. пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

2. прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

3. регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

1. налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

1) земельный налог;

2) налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

2. налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

1) НДС;

2) акцизы;

3) экспортные тарифы;

3. налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

1) налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

2) целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

3) налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

4) сбор на нужды образовательных учреждений;

5) сборы за парковку автомобилей;

4. налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

40. Внебюджетные фонды: их сущность, классификация и значение.

Государственные внебюджетные фонды — это экономическая категория, выражающая отношения по поводу формирования доходов, осуществления расходов и целевого финансирования выполнения государством определенных функций и задач, при этом финансовые ресурсы не входят в состав доходов и расходов бюджета.

Внебюджетные фонды создаются в тех случаях, если они имеют особые источники доходов, отличные от обычных налоговых и неналоговых доходов бюджета (например, целевые взносы).

Если расходы этого фонда направлены на финансирование выполнения одной или нескольких задач, то они не могут использоваться на другие цели.

Средства во внебюджетных фондах могут (должны) накапливаться в течение длительного периода времени, превышающего бюджетный год.

Учёт доходов и расходов внебюджетных фондов, и средств, хранящихся на счетах, ведётся, как правило, тем же органом, который исполняет бюджет, но обособленно от доходов и расходов бюджета.

Внебюджетные фонды могут существовать в виде обособленно учитываемых средств без образования ЮЛ или с созданием отдельного ЮЛ (используется опыт Германии, США и др.)

В мировой практике внебюджетные фонды классифицируются по:

1.

Создание или отсутствие ЮЛ;

2.

По направлениям использования средств:

1) Социальные фонды

2) Экономические фонды (для отдельных видов экономической деятельности, в настоящее время в России нет)

3) Научно-исследовательские фонды (фактически нет)

4)Кредитные фонды

5) Фонды личного и имущественного страхования (нет)

6) Военно-политические фонды (нет)

7) Межгосударственные фонды (МВФ)

8) Другие.

Роль и значение внебюджетных фондов возрастает в ситуации нестабильности экономики, в условиях дефицита бюджета, в условиях, когда необходимо использовать различные источники.

3.

По источниками

1) За счёт бюджета

2) За счёт целевых взносов (страховые взносы, начисляемые на ФОТ и зачисляемые в ПФР)

3) Использующие средства частных предпринимателей, граждан и добровольных пожертвований, помимо государственных

4.

По способам предоставления средств благополучателям (бенефициарам):

1) Трансферты перечисляются и выдаются наличными ФЛ,

2) Средства перечисляются организациям, оказывающим услуги благополучателю (медицинское страхование)

41. Государственные социальные внебюджетные фонды РФ: их состав, задачи, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов.

Государственные внебюджетные фонды — это экономическая категория, выражающая отношения по поводу формирования доходов, осуществления расходов и целевого финансирования выполнения государством определенных функций и задач, при этом финансовые ресурсы не входят в состав доходов и расходов бюджета.

Внебюджетные фонды создаются в тех случаях, если они имеют особые источники доходов, отличные от обычных налоговых и неналоговых доходов бюджета (например, целевые взносы).

Если расходы этого фонда направлены на финансирование выполнения одной или нескольких задач, то они не могут использоваться на другие цели.

Средства во внебюджетных фондах могут (должны) накапливаться в течение длительного периода времени, превышающего бюджетный год.

Учёт доходов и расходов внебюджетных фондов, и средств, хранящихся на счетах, ведётся, как правило, тем же органом, который исполняет бюджет, но обособленно от доходов и расходов бюджета.

Внебюджетные фонды могут существовать в виде обособленно учитываемых средств без образования ЮЛ или с созданием отдельного ЮЛ (используется опыт Германии, США и др.)

В мировой практике внебюджетные фонды классифицируются по:

1.

Создание или отсутствие ЮЛ;

2.

По направлениям использования средств:

1) Социальные фонды

2) Экономические фонды (для отдельных видов экономической деятельности, в настоящее время в России нет)

3) Научно-исследовательские фонды (фактически нет)

4)Кредитные фонды

5) Фонды личного и имущественного страхования (нет)

6) Военно-политические фонды (нет)

7) Межгосударственные фонды (МВФ)

8) Другие.

Роль и значение внебюджетных фондов возрастает в ситуации нестабильности экономики, в условиях дефицита бюджета, в условиях, когда необходимо использовать различные источники.

3.

По источниками

1) За счёт бюджета

2) За счёт целевых взносов (страховые взносы, начисляемые на ФОТ и зачисляемые в ПФР)

3) Использующие средства частных предпринимателей, граждан и добровольных пожертвований, помимо государственных

4.

По способам предоставления средств благополучателям (бенефициарам):

1) Трансферты перечисляются и выдаются наличными ФЛ,

2) Средства перечисляются организациям, оказывающим услуги благополучателю (медицинское страхование)


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная